Инвентаризация, переоценка имущества
Для подготовки достоверной информации в части величины активов и обязательств, необходимо провести их инвентаризацию, а также переоценку основных средств.
Обратите внимание: обязательной переоценке независимо от показателей уровня инфляции с 1 января 2024 года подлежат здания, сооружения, передаточные устройства. Соответствующее изменение внесено в Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 622.
Порядок проведения переоценки по-прежнему регламентируется Инструкцией о порядке переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 05.11.2010 № 162/131/37. Данной инструкцией предусмотрена возможность выбора организациями метода переоценки: метод прямой оценки, пересчета валютной стоимости, индексный. Уже сейчас можно принять решение о методе переоценки, а в случае проведения переоценки методом прямой оценки с привлечением субъектов, занимающихся оценочной деятельностью – заняться выбором поставщика услуг по переоценке имущества.
Проведение инвентаризации – процесс трудоемкий, требующий времени и ресурсов. Полезным будет заранее спланировать график проведения инвентаризаций, сформировать комиссии, подготовить и выслать контрагентам акты сверок взаимных расчетов. Порядок и сроки проведения инвентаризации, а также актуальные формы инвентаризационных описей содержит Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180.
Проведение инвентаризации – процесс трудоемкий, требующий времени и ресурсов. Полезным будет заранее спланировать график проведения инвентаризаций, сформировать комиссии, подготовить и выслать контрагентам акты сверок взаимных расчетов. Порядок и сроки проведения инвентаризации, а также актуальные формы инвентаризационных описей содержит Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180.
Анализ сделок со взаимозависимыми лицами
Если в течение отчетного периода имели место сделки со взаимозависимыми лицами, нужно проверить, возникает ли необходимость в подготовке документации или экономического обоснования, подтверждающих обоснованность применяемых цен. Определения, критерии для контролируемых сделок, методы определения рыночных цен изложены в главе 11 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
При составлении годовой декларации по налогу на прибыль, необходимо проанализировать соотношение величин контролируемой задолженности и собственного капитала. При определенных условиях нужно будет применить правило тонкой капитализации и ограничить сумму затрат и внереализационных расходов по контролируемой задолженности, учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль. Порядок определения затрат по контролируемой задолженности изложен в статье 172 НК.
При составлении годовой декларации по налогу на прибыль, необходимо проанализировать соотношение величин контролируемой задолженности и собственного капитала. При определенных условиях нужно будет применить правило тонкой капитализации и ограничить сумму затрат и внереализационных расходов по контролируемой задолженности, учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль. Порядок определения затрат по контролируемой задолженности изложен в статье 172 НК.
Анализ задолженности
Необходимо проанализировать сроки возникновения задолженности, числящейся по данным учета, на предмет истечения сроков исковой давности, исключения контрагентов из ЕГР, иных причин, влекущих необходимость списания задолженности с учета и подготовки всех необходимых документов. Важно также проверить срок существования переплаты по налогам в бюджет, если таковая имеется.
Обратите внимание: по истечении пяти лет со дня уплаты суммы налога уже не будет возможности вернуть ее из бюджета или зачесть в счет уплаты других налогов. Данная норма предусмотрена статьей 66 НК.
Порядок списания дебиторской, кредиторской задолженности в целях налогового учета описан в пп. 3.9-3.11 ст. 174, пп. 3.22 – 3.24 ст. 175 НК.
Пунктом 3.48 статьи 175 НК предусмотрено право организаций включать в состав внереализационных расходов сумму резерва по сомнительным долгам. В этом же пункте прописан порядок создания резерва, ограничения. Разъяснения по порядку расчета резерва, документальному оформлению даны также в письме МНС от 29.08.2019 № 2-2-10/01952 «О резервах по сомнительным долгам в налоговом учете». Если организация решила воспользоваться таким правом, необходимо при анализе задолженности выявить такие суммы, подлежащие включению в резерв. Поскольку при расчете величины резерва возможны варианты, описанные, в частности, в вышеуказанном письме, полагаем, что решение о создании резерва, а также методику расчета целесообразно включить в учетную политику.
Пунктом 3.48 статьи 175 НК предусмотрено право организаций включать в состав внереализационных расходов сумму резерва по сомнительным долгам. В этом же пункте прописан порядок создания резерва, ограничения. Разъяснения по порядку расчета резерва, документальному оформлению даны также в письме МНС от 29.08.2019 № 2-2-10/01952 «О резервах по сомнительным долгам в налоговом учете». Если организация решила воспользоваться таким правом, необходимо при анализе задолженности выявить такие суммы, подлежащие включению в резерв. Поскольку при расчете величины резерва возможны варианты, описанные, в частности, в вышеуказанном письме, полагаем, что решение о создании резерва, а также методику расчета целесообразно включить в учетную политику.
Применение инвестиционного вычета, необходимость восстановления
Необходимо проанализировать операции по учету основных средств на предмет применения инвестиционного вычета (далее – ИВ). Напомним, что в порядке, описанном в п. 2.2 ст. 170 НК, организации вправе по приобретенным или модернизированным основным средствам применить ИВ, причем воспользоваться правом включить в затраты по производству и реализации сумму ИВ организации могут в течение двух лет, начиная с отчетного периода, на который приходится месяц, с которого начато начисление амортизации основных средств, или в котором стоимость вложений в реконструкцию увеличила в бухгалтерском учете первоначальную (переоцененную) стоимость основных средств. Возможно, организация не воспользовалась таким правом в прошлом году, и необходимо сделать это в текущем.
Также необходимо выявить обстоятельства, возникшие в текущем году и влекущие необходимость восстановления ИВ и включения его в состав внереализационных доходов. Такие обстоятельства перечислены в п. 3.28 ст. 174 НК.
Также необходимо выявить обстоятельства, возникшие в текущем году и влекущие необходимость восстановления ИВ и включения его в состав внереализационных доходов. Такие обстоятельства перечислены в п. 3.28 ст. 174 НК.
Операции, относящиеся к предыдущим отчетным периодам
На практике бывают ситуации, когда возникает необходимость отразить/исправить операции, относящиеся к предыдущему отчетному периоду после утверждения годовой отчетности. Такие записи вносятся в учет в порядке, предусмотренном пунктами 10-12 НСБУ «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80, как исправление ошибки. В таком случае, при составлении годовой бухгалтерской отчетности необходимо будет скорректировать вступительное сальдо связанных с этой ошибкой статей, а также других статей бухгалтерской отчетности. Также, в соответствии с п. 6 ст. 40 НК организации обязаны представить уточненные декларации за соответствующий период, изменения в которых повлекло исправление ошибки.