В Беларуси приняты важные изменения в законодательство о рекламе: с 12 июля 2024 года, чтобы оказывать услуги по размещению рекламы в Интернете, необходима регистрация в Реестре рекламораспространителей (далее – Реестр).
Мы подготовили для Вас небольшой чек-лист, который поможет понять, нужно ли Вам что-либо предпринять в связи с данными изменениями.
Мы подготовили для Вас небольшой чек-лист, который поможет понять, нужно ли Вам что-либо предпринять в связи с данными изменениями.
Что проверить?
1. Используются ли Вашей компанией информационные ресурсы (сайт, соцсети)?
Как понять, кому принадлежит сайт/аккаунт в соцсети?
Законодательство не отвечает на данный вопрос. По нашему мнению, определять принадлежность сайта следует исходя из того, на кого зарегистрировано доменное имя.
Принадлежность аккаунта определить сложнее, по нашему мнению, стоит учитывать следующее:
Как понять, кому принадлежит сайт/аккаунт в соцсети?
Законодательство не отвечает на данный вопрос. По нашему мнению, определять принадлежность сайта следует исходя из того, на кого зарегистрировано доменное имя.
Принадлежность аккаунта определить сложнее, по нашему мнению, стоит учитывать следующее:
- чьи данные указаны при регистрации аккаунта (офиса, чьи-то личные);
- кто вносит оплату за пользование аккаунтом (если оно платное) или платные функции;
- кто (чей работник) ведет аккаунт, есть ли это в его должностной инструкции.
2. Есть ли на информационных ресурсах, принадлежащих Вашей компании, информация об иных компаниях, в т.ч. входящих в Вашу группу?
Какая информация о другой компании учитывается? Нужно учитывать любую информацию о другой компании. Наибольшие риски мы видим в следующих ситуациях:
Реклама на бумаге, внутри торгового объекта, на транспортном средстве, наружная реклама – исключения, не требующие внесения рекламораспространителя в Реестр.
Какая информация о другой компании учитывается? Нужно учитывать любую информацию о другой компании. Наибольшие риски мы видим в следующих ситуациях:
- размещение товарных знаков, используемых в отношении всей группы компаний, но не оформленных должным образом для использования владельцем сайта/аккаунта в социальной сети, например, путем заключения лицензионного договора;
- размещение товарных знаков сторонних компаний (например, платежных систем, электронных кошельков, товарных знаков партнеров, совместно с которыми предоставляются бонусы за пользование банковскими продуктами/реализуются программы лояльности);
- размещение ссылок на социальные сети, сайты, а также размещение наименований, номеров телефонов, адресов электронной почты, других компаний, в том числе, входящих в состав группы;
- размещение информации об услугах, которые не оказывает компания, но на оказании которых специализируется другая компания в составе группы;
- размещение сведений об открытых вакансиях, относящихся не к владельцу сайта, а к другой компании в составе группы;
- размещение анонсов предстоящих мероприятий, проведение которых осуществляется от имени другой компании.
Реклама на бумаге, внутри торгового объекта, на транспортном средстве, наружная реклама – исключения, не требующие внесения рекламораспространителя в Реестр.
3. Есть ли в Вашей деятельности в социальных сетях/на сайте признаки услуг по размещению рекламы?
Что может быть отнесено к услугам по размещению рекламы? Оказание услуг предполагает наличие сделки между тем, кто просит разместить рекламу, и тем, кто ее размещает. Однако, отсутствие документального оформления и расчетов между сторонами не всегда свидетельствует об отсутствии сделки.
Стоит также учитывать, что размещение информации по договорам, прямо не называющих данные услуги рекламой, тем не менее может быть расценено как реклама контролирующими органами.
Необходимо учитывать фактические отношения сторон, а не только наличие заключенного договора.
Проанализировав свою деятельность с точки зрения нового законодательства о рекламе, Вы сможете выбрать один из следующих вариантов действий:
Что может быть отнесено к услугам по размещению рекламы? Оказание услуг предполагает наличие сделки между тем, кто просит разместить рекламу, и тем, кто ее размещает. Однако, отсутствие документального оформления и расчетов между сторонами не всегда свидетельствует об отсутствии сделки.
Стоит также учитывать, что размещение информации по договорам, прямо не называющих данные услуги рекламой, тем не менее может быть расценено как реклама контролирующими органами.
Необходимо учитывать фактические отношения сторон, а не только наличие заключенного договора.
Проанализировав свою деятельность с точки зрения нового законодательства о рекламе, Вы сможете выбрать один из следующих вариантов действий:
Вариант А: удалить с сайта (из соцсетей) любое упоминание других компаний и размещать информацию только о своей компании.
Вариант Б: считая, что фактически в вашей деятельности нет признаков оказания услуг по распространению рекламы, подготовить обоснование того, с какой целью происходит размещение информации о других компаниях на ваших ресурсах, и почему данная информация не является рекламой.
Вариант В: если вы ответили «да» на все три вопроса выше, и ваша компания оказывает услуги по распространению рекламы, необходимо пройти процедуру регистрации в Реестре рекламораспространителей, а также убедиться в том, что отношения по оказанию услуг по распространению рекламы оформлены правильно.
При этом следует учитывать, что:
- стоимость фактически оказанных рекламодателю услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС – налоговая база для рекламного сбора;
- если услуги по размещению рекламы оказываются для нерезидента, это должно осуществляться через рекламное агентство.
Как зарегистрироваться в Реестре?
Для этого необходимо подать уведомление в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. Формы можно найти на сайте.
Процедура регистрации бесплатная, занимает 5 рабочих дней.
Процедура регистрации бесплатная, занимает 5 рабочих дней.
Что будет, если НЕ зарегистрироваться в Реестре?
Оказание услуг по размещению рекламы без регистрации в Реестре является незаконным и запрещается, что может повлечь за собой наступление административной ответственности.
Что будет, если НЕ зарегистрироваться в Реестре?
- для рекламораспространителя (лицо, которое размещает на своих сайтах/в социальных сетях чужую информацию, исполнитель услуг по распространению рекламы) Закон о рекламе прямо предусматривает, что такая деятельность незаконна и запрещена, значит, возможно наступление административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность по ч. 3 ст. 13.3 КоАП – штраф на юридическое лицо до 500 БВ (до 20 000 рублей) с конфискацией до 100% дохода, полученного от такой деятельности. Также возможно наступление ответственности за непосредственно нарушения в сфере законодательства о рекламе по ч. 1 ст. 13.9 КоАП – штраф на юридическое лицо от 20 до 50 БВ (от 800 до 2 000 рублей).
- для рекламодателя (лицо, чья информация размещена, заказчик услуг по распространению рекламы) возможно наступление ответственности за непосредственно нарушения в сфере законодательства о рекламе по ч. 1 ст. 13.9 КоАП – штраф на юридическое лицо от 20 до 50 БВ (от 800 до 2 000 рублей).
Необходимо учитывать, что привлечение к административной ответственности юридического лица не исключает привлечение к ответственности виновного должностного лица рекламодателя и рекламораспространителя (ч. 2 ст. 4.6 КоАП).
Что может предложить наша команда?
- анализ бизнес-процессов Вашей компании, в которых могут содержаться признаки услуг по распространению рекламы, оценка рисков с точки зрения законодательства о рекламе с предоставлением отчета в согласованной форме;
- формирование предложений по устранению указанных рисков;
- подготовка документов для включения в Реестр рекламораспространителей,
- предоставление консультаций, связанных с изменениями законодательства о рекламе.