Tax UPdate c IQT

Граждане могут быть признаны налоговыми резидентами Республики Беларусь независимо от срока пребывания на ее территории

Понимание налогового резидентства имеет решающее значение для физических лиц, поскольку оно позволяет им обеспечить соблюдение налогового законодательства, принимать обоснованные решения о своем финансовом будущем и избежать потенциальных штрафов.

В этой статье мы рассмотрим, что такое налоговое резидентство и почему оно так важно
Налоговое резидентство
Налоговое резидентство – это статус, который налагает на физическое лицо обязательства по уплате налогов в том или ином государстве.

Согласно налоговому законодательству Республики Беларусь:
  • налоговые резиденты обязаны уплачивать подоходный налог с физических лиц в отношении доходов, полученных от:
- источников в Республике Беларусь;
- источников за пределами Республики Беларусь.

Иными словами, налоговые резиденты обязаны платить подоходный налог со всего «мирового дохода». При этом не имеет значения, откуда производились выплаты такого дохода и в какой форме (в денежном выражении или натуральной форме).

  • лица, не признаваемые налоговыми резидентами, обязаны уплачивать подоходный налог с физических лиц только в отношении доходов, полученных от источников в Республике Беларусь.
Доходы, полученные такими лицами от источников за пределами Республики Беларусь, декларированию и налогообложению в Беларуси не подлежат.
Порядок определения налогового резидентства
По общему правилу налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней.
Физические лица, которые фактически находились за пределами Беларуси 183 календарных дня и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь.
Налоговое резидентство Республики Беларусь определяется применительно к каждому календарному году (т.е. периоду с 1 января по 31 декабря соответствующего года).
При определении налогового резидентства следует обратить внимание на следующие особенности.
Исходя из сложившейся в республике практики «по умолчанию», до тех пор, пока не доказано иное:
  • налоговыми резидентами признаются граждане Республики Беларусь и лица, имеющие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь;
  • налоговыми резидентами не признаются иностранные граждане, не имеющие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь.
А как быть, когда календарный год только начался и гражданин еще не знает сколько дней будет находиться на территории Республики Беларусь?

В этом случае налоговое резидентство определяется следующим образом:
  • до тех пор, пока с начала календарного года не истечет 183 календарных дня (приблизительно по 2 июля включительно), физическое лицо признается налоговым резидентом Республики Беларусь в текущем календарном году, если оно фактически находилось на территории Республики Беларусь более 183 дней в предыдущем календарном году;
  • по окончании календарного года налоговое резидентство гражданина пересматривается и определяется исходя из количества дней его фактического пребывания на территории Республики Беларусь.
Количество дней фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь в календарному году определяется начиная со дня, следующего за днем въезда в Республику Беларусь, и заканчивается днем выезда из Республики Беларусь включительно или последним днем такого календарного года.
Особенности учета времени нахождения на территории Республики Беларусь
Ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь относятся:
  • время непосредственного нахождения физического лица на территории Республики Беларусь (физическое присутствие);
  • время, на которое это лицо выезжало за пределы территории    Республики Беларусь на лечение или в служебную командировку в соответствии с законодательством Республики Беларусь (т.е. в служебную командировку может быть направлен работник, работающий у белорусского нанимателя на основании трудового договора);
  • время, на которое физическое лицо выезжало за пределы территории Республики Беларусь на отдых, при условии, что время нахождения на таком отдыхе в совокупности по всем выездам за пределы территории Республики Беларусь в течение календарного года составило не более 60 календарных дней. Если количество дней пребывания на отдыхе за пределами Республики Беларусь превысило 60 дней (т.е. составило 61, 62 дня и т.п.), то весь период нахождения на отдыхе считается временем отсутствия на территории Республики Беларусь.
Пример.
Предположим, что гражданин Германии 2 февраля 2023 года прибыл в Республику Беларусь в целях работы по трудовому договору, заключенному с белорусской организацией. В 2023 году гражданин выезжал за пределы Республики Беларусь:
- с 20 марта по 23 марта, с 10 апреля по 20 апреля – в служебную командировку в Германию;
- с 14 августа по 27 августа – в отпуск (на отдых) в Турцию;
5 сентября 2023 года в связи с прекращением трудовых обязательств, гражданин выехал из Беларуси и вернулся в Германию.

Определим, является ли гражданин Германии в 2023 году налоговым резидентом Республики Беларусь.

В рассматриваемой ситуации ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь в 2023 году относится:
- время непосредственного нахождения гражданина Германии на территории Республики Беларусь в период: с 3 марта по 20 марта (18 дней); с 24 марта по 10 апреля (18 дней); 21 апреля по 14 августа (116 дней); с 28 августа по 5 сентября (9 дней);
- время нахождения за пределами Республики Беларусь в служебной командировке: с 21 марта по 23 марта (3 дня), с 11 апреля по 20 апреля (10 дней);
- время нахождения за пределами Республики Беларусь на отдыхе: с 15 августа по 27 августа (13 дней). Время нахождения на отдыхе не превысило 60 календарных дней и на отдых гражданин выезжал во время трудового отпуска, т.е. трудовые отношения с белорусской организацией не прекращались.

Таким образом, гражданин Германии в 2023 году с точки зрения налогового законодательства находился на территории Республики Беларусь 187 дней и, соответственно, признается налоговым резидентом Республики Беларусь.

Документальное подтверждение налогового резидентства
Законодательно установленной обязанности по предоставлению гражданами налоговому агенту или в налоговый орган документов, подтверждающих статус налогового резидента/нерезидента Республики Беларусь не установлено.

Такие документы предоставляются гражданами только по запросу налогового органа или налогового агента. Для целей подтверждения фактического местонахождения могут быть представлены:
  • документы (либо их копии), подтверждающие место фактического нахождения в течение календарного года (годов),
  • любые другие документы (либо их копии), которые могут служить основанием для определения места его фактического нахождения, например:
- документ, удостоверяющий личность;
- разрешение на временное проживание в Республике Беларусь, оформленное в установленном порядке;
- документы, подтверждающие место фактического нахождения, место работы, службы, учебы физического лица на территории Республики Беларусь или иностранного государства;
- иные документы, подтверждающие въезд (выезд) в Республику Беларусь (из Республики Беларусь) и время пребывания на территории Республики Беларусь или иностранного государства.

Налоговым законодательством не установлен конкретный перечень документов, подтверждающих фактическое местонахождение гражданина в течение календарного года. Исходя из этого, гражданин вправе представить любые документы (информацию), подтверждающие его налоговый статус. Важно, чтобы на основании таких документов налоговый орган мог определить налоговое резидентство гражданина.
Отказ от налогового резидентства
Налоговым законодательством Республики Беларусь право гражданина на отказ от налогового резидентства не предусмотрено. Более того, статус налогового резидента Беларуси не утрачивается автоматически, например, при получении гражданином Республики Беларусь вида на постоянное местожительства в другом иностранном государства, гражданства иностранного государства или получения сертификата налогового резидента иностранного государства.

При этом законодательство не ограничивает гражданина в добровольном признании себя налоговым резидентом Республики Беларусь.
Двойное резидентство
Физическое лицо одновременно может быть признано налоговым резидентом Республики Беларусь и еще одного или нескольких иностранных государств, что влечет обязанность уплаты налога с одного и того же дохода в каждом из таких государств.

Можно ли избежать двойного налогообложения?
Ответ на это вопрос зависит от того, заключен ли Республикой Беларусь международный договор о избежании двойного налогообложения (далее – международный договор), с иностранным государством, налоговым резидентом которого признан гражданин.
При наличии международного договора налоговое резидентство определяется в соответствии с положениями такого международного договора.

Если же международный договор отсутствует или не применяется – физического лицо признается налоговым резидентом Республики Беларусь, если в календарном году, за который определяется налоговое резидентство имеет:
  • гражданство Республики Беларусь или
  • разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь (вид на жительство).
Нерезидент ни одного государства
Имеют место ситуации, при которых гражданин в календарном году не признается налоговым резидентом ни одного государства, в том числе и Республики Беларусь. Означает ли это, что налоги «с мирового дохода» он может не платить ни в одном из государств?

В Республике Беларусь данный такие вопросы урегулированы налоговым законодательством. Так, физическое лицо будет признаваться налоговым резидентом Республики Беларусь, если в календарном году, за который определяется налоговое резидентство, он имеет:
  • гражданство Республики Беларусь или
  • разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь (вид на жительство).
Соответственно, если по данным критериям гражданин будет признан налоговым резидентом Республики Беларусь, то он будет обязан уплатить подоходный налог со всего «мирового дохода» в Беларуси.
Мы рассмотрели общие подходы к определению налогового резидентства. Вместе с тем, в каждом конкретном случае могут быть существенные детали, которые влияют на определение такого статуса и, как следствие, наличие обязанности по уплате налогов. Принимая решение о переезде на работу в другое государство или смене места жительства, рекомендуем уделить особое внимание налоговому резидентству, возможности его документального подтверждения и оценить налоговые последствия.

Чем мы можем вам помочь?
При возникновении вопросов по применению налогового законодательства команда IQT будет рада предоставить детальную консультацию или оказать иную налоговую поддержку.

Основные направления работы команды налоговых услуг IQT:

  • Корпоративное налогообложение и налоговое структурирование сделок;
  • Консультирование по вопросам применения правил трансфертного ценообразования и тонкой капитализации, подготовка ТЦО документации;
  • Налоговый комплаенс, подготовка отчетности, ведение налогового учета;
  • Налоговая поддержка в сделках M&A (due diligence и структурирование сделок, подготовка и экспертиза налоговых положений договоров).