Tax UPdate c IQT

Об изменении налогового кодекса Республики Беларусь

Законом Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения» № 230-З от 30.12.2022 внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Беларусь. Команда IQT предлагает обзор основных изменений налогового законодательства.
I. Общая часть Налогового кодекса
Порядок исчисления и уплаты сбора за размещение (распространение) рекламы регулируется Налоговым кодексом

Перечень республиканских налогов дополнен сбором за размещение (распространение) рекламы.

Сбор за размещение (распространение) рекламы был введен 1 мая 2022 года Указом Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 131 «О развитии средств массовой информации».

С 1 января 2023 года порядок исчисления и уплаты сбора регулируется главой 282 Налоговой кодекса.


Определены субъекты хозяйствования, относящиеся к «неактивным плательщикам»

Для целей осуществления налогового контроля введен термин «неактивный плательщик». Такими плательщиками будут признаваться организации и индивидуальные предприниматели, которыми за отчетный (налоговый) период не представлены налоговые декларации (расчеты), представлены налоговые декларации (расчеты) с показателями, свидетельствующими о неосуществлении деятельности (равными нулю либо показателям налоговых деклараций (расчетов), представленных за отчетный период, предшествующий данному отчетному периоду).

Порядок отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к неактивным плательщикам установлен постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.05.2023 № 19.

Кроме того, сведения об отнесении субъектов хозяйствования к неактивным плательщикам исключены из состава сведений, составляющих налоговую тайну.


Установлены сроки представления в налоговый орган учетной политики организации для вновь зарегистрированных организаций

По общему правилу плательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, годовую индивидуальную отчетность, а также положение о учетной политике на текущий налоговый период.

С 1 января 2023 года также положение об учетной политике на текущий налоговый период в налоговый орган по месту постановки на учет обязаны представлять:
  • не позднее 20 рабочих дней со дня создания - вновь созданные в текущем году организации;
  • не позднее 20 рабочих дней со дня постановки на учет или обновления сведений о постановке на учет в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц) с связи с возникновением таких обстоятельств – отдельные иностранные организации, которые становятся на учет в качестве плательщика налогов.
Кроме того, организациям, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства) (за исключением процедуры санации) либо находящихся в процессе ликвидации (прекращения деятельности), предоставлено право представлять годовую отчетность и положение об учетной политике на бумажном носителе.

Усовершенствован порядок проведения камеральных проверок

Ограничен срок, за который может быть проведена камеральная проверка. Теперь камеральная проверка так же, как и выездная, может быть проведена за период, не превышающий 5 календарных лет, предшествующих году, в котором плательщику направлено уведомление, а также истекший период текущего календарного года.

Дополнительно определены ситуации, когда период, за который проводится камеральная проверка, может быть увеличен.

Налоговым органам предоставлено право запроса у субъектов хозяйствования, оказывающих услуги в электронной форме, и субъектов хозяйствования, осуществляющих электронную дистанционную продажу товаров, информации, связанной с исчислением НДС.


Налоговым органам предоставлено право на получение отдельных сведений, составляющих банковскую тайну

По запросу налогового органа банк не позднее 3 дней после получения запроса обязан сообщать в письменной или электронной форме сведения:
  • о наличии и реквизитах счетов, электронных кошельков и (или) об остатках денежных средств на счетах, электронных денег на них (в них);
  • о движении денежных средств по счетам, электронным кошелькам;
  • начисленных (выплаченных процентах по вкладам (депозитам);
  • сведения о кредитах (выданных, возвращенных, погашенных);
  • конкретных сделках;
  • об операциях без открытия счета;
  • имуществе, находящемся на хранении в банке.
При этом в отношении физических лиц указанная информация может быть запрошена налоговым органом в случае проведения любых проверок в отношении физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и (или) проверок их контрагентов – организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц.


Совершенствование контроля за трансфертным ценообразованием

  1. Исключены из сферы контроля за трансфертным ценообразованием кредиты (займы), которые выданы взаимозависимым сельскохозяйственным организациям, включенным в перечни, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2016 № 889.
  2. Предусмотрена возможность использования сведений о деятельности белорусских организаций (при их отсутствии – организаций государств-членов ЕАЭС) при проведении анализа рентабельности иностранных организаций в случае непредоставления международными информационными агентствами информации о финансовых показателях деятельности иностранных организаций.
  3. Срок предоставления документации, подтверждающей экономическую обоснованность примененной цены, перенесен с 1 июня на 1 августа года, следующего за календарным годом, в котором совершены анализируемые сделки. Таким образом, по сделкам, совершенным в 2022 году, налоговые органы могут запрашивать документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены, не ранее 1 августа 2023 года.
  4. Перечень сведений, подлежащих отражению в экономическом обосновании примененной цены, дополнен сведениями, которые характеризуют специфику сделок по кредитам (займам), с ценными бумагами, с драгоценными металлами, валютно-обменным операциям.
II. Особенная часть Налогового кодекса
Налог на прибыль

1. Стандартная ставка налога на прибыль увеличена с 18 до 20 процентов.
2. На период с 1 января 2023 г. до 1 января 2025 г. продлено действие ставки налога на прибыль в размере 30 % для:
  • операторов сотовой подвижной электросвязи;
  • назначенного в соответствии с законодательством оператора по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи на территории Республики Беларусь;
  • для коммерческих микрофинансовых организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций, в отношении прибыли, полученной от микрофинансовой деятельности.
3. Курсовые разницы, возникшие в связи с осуществлением затрат и получением доходов, не учитываемых при налогообложении, теперь учитываются при налогообложении прибыли.
4. Организациям предоставлена возможность учета в составе затрат по производству и реализации резерва предстоящих расходов оплаты отпусков вне зависимости от того, установлен порядок создания такого резерва законодательством либо локальным актом организации.
До 2023 г. такой возможности не было, поскольку порядок создания такого резерва законодательно не был определен.
5. Для банков скорректирован порядок определения валовой прибыли от операций с ценными бумагами, установленный пунктом 2 статьи 179 НК.
6. Сокращен с 10 до 5 лет срок для переноса убытка на прибыль текущего налогового периода. Это означает, что:
  • убытки, полученные за годы, предшествующие 2022 г., переносятся на прибыль текущего налогового периода в течение 10 лет, непосредственно следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток;
  • убыток, полученный за 2022 и последующие годы, можно перенести на прибыль текущего налогового периода в течение 5 лет, непосредственно следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.


Налог на доходы иностранных организаций

Ставка налога на доходы в отношении дивидендов, выплачиваемых иностранным организациям, с 1 января 2023 года увеличена с 12 до 15 процентов.


Налог на недвижимость
  1. Отменено ограничение в применении льготы в отношении объектов, являющихся историко-культурными ценностями, при осуществлении организациями предпринимательской деятельности в таких объектах.
  2. Предоставлено освобождение от налога на недвижимость в отношении капитальных строений, принадлежащих организациям, признанных судом банкротами, в отношении которых открыто ликвидационное производство.
Земельный налог

1. На земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), на которых в течение трех лет с даты предоставления таких участков не произведена государственная регистрация создания капитальных строений (зданий, сооружений), включая последний из возводимых объектов, применяются ставки, увеличенные на коэффициент 3.
Одновременно исключена возможность применения льгот по земельному налогу в отношении земельных участков организаций, по которым применена ставка земельного налога, увеличенная на коэффициент 3.

2. С 1 января 2023 года применяться система префайлинга по земельному налогу, то есть предварительное заполнение налоговой декларации (расчета) по земельному налогу налоговым органом на основании имеющихся в налоговых органах сведений.


Подоходный налог с физических лиц

1. С 1 января 2023 года установлена ставка подоходного налога с физических лиц в размере 26%, которая применяется в отношении доходов:
  • при установлении контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом;
  • при установлении контролирующим органом факта регистрации в специальной компьютерной кассовой системе суммы дохода в виде выигрыша на физическое лицо, которому фактически выплата выигрыша не осуществлялась;
  • исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами.
Также до 1 января 2025 г. продлено действие ставки подоходного налога в размере 13% в отношении доходов физических лиц, полученных в течение календарного года по трудовым договорам от резидентов Парка высоких технологий.
2. Закреплено право налоговых агентов не представлять в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет налоговую декларацию за отчетный квартал, если в течение этого отчетного квартала налоговый агент не выплачивал физическим лицам доходы, являющиеся объектом налогообложения подоходным налогом.
3. Установлена обязанность представления в налоговый орган сведений о доходах физических лиц. Такие сведения представляются в электронном виде по перечню, в порядке и сроки, установленные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2021 № 201.
Сведения о доходах физических лиц за 2023 год налоговые агенты обязаны представить в срок не позднее 1 апреля 2024 года.
Чем мы можем вам помочь?
При возникновении вопросов по применению налогового законодательства команда IQT будет рада предоставить детальную консультацию или оказать иную налоговую поддержку.

Основные направления работы команды налоговых услуг IQT:

  • Корпоративное налогообложение и налоговое структурирование сделок;
  • Консультирование по вопросам применения правил трансфертного ценообразования и тонкой капитализации, подготовка ТЦО документации;
  • Налоговый комплаенс, подготовка отчетности, ведение налогового учета;
  • Налоговая поддержка в сделках M&A (due diligence и структурирование сделок, подготовка и экспертиза налоговых положений договоров).