Tax UPdate c IQT

Налоговый контроль в сфере ТЦО

В Республике Беларусь контроль трансфертного ценообразования является одной из важнейших сфер налогового администрирования.

Под трансфертным ценообразованием понимается ценообразование между взаимозависимыми компаниями. На практике подобные сделки могут быть связаны с выводом прибыли группы компаний в государства и регионы со сниженной или нулевой ставкой налога на прибыль. Это наиболее простая и распространенная схема минимизации уплачиваемых налогов применительно к трансграничным сделкам. В определенных ситуациях она применяется и по внутренним сделкам с взаимозависимыми лицами.

В целях предотвращения неуплаты налогов осуществляется контроль в сфере трансфертного ценообразования (далее – контроль ТЦО), в рамках которого налоговые органы выясняют:
  • приводит ли ценообразование в сделках между взаимозависимыми лицами к минимизации налоговых обязательств компании в целом по сравнению с ситуацией, при которой составные части этой компании являлись бы полностью независимыми лицами;
  • если такая минимизация происходит, то каким образом следует распределить налоговый результат между сторонами сделки, чтобы налоговые обязательства каждой из сторон являлись эквивалентными обязательствам, которые приняли бы на себя независимые компании.
В Республике Беларусь контроль ТЦО осуществляется в отношении следующих групп сделок:

1. внешнеторговые сделки, которые совершены:
  • со взаимозависимыми лицами;
  • с резидентами офшорных зон по реализации (приобретению) товаров, работ, услуг, имущественных прав, независимо от наличия взаимозависимости сторон;
  • в отношении стратегических товаров, включенных в перечень, определенный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2016 № 470, независимо от наличия взаимозависимости сторон.
2. сделки между резидентами внутри страны, которые совершены со взаимозависимым юридическим лицом, которое не исчисляет и не уплачивает налог на прибыль (освобождено от налога на прибыль) в календарном году, в котором совершена сделка. К таким лицам относятся:
  • резиденты свободных экономических зон;
  • плательщики, применяющие особые режимы налогообложения;
  • плательщики, осуществляющие деятельность на определенных законодательными актами территориях, резиденты Парка высоких технологий, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».
Цены в вышеуказанных сделках подлежат контролю, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году превышает 2 млн. бел. руб. для организации, включенной в перечень крупных плательщиков, и 400 тыс. бел. руб. для иных плательщиков.

3. В отдельную категорию выделены сделки с недвижимым имуществом и жилищными облигациями. Такие сделки подлежат контролю ТЦО, если совершены со взаимозависимым лицом, а также с плательщиком, применяющим особые режимы налогообложения. При этом сделки с недвижимым имуществом и жилищными облигациями могут подлежать контролю ТЦО независимо от их суммы.

4. С 1 января 2022 года под контроль ТЦО также подпадают сделки по предоставлению (получению) кредитов (займов), операции с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.

Стоимостной порог для целей контроля ТЦО в отношении сделок предоставлению (получению) кредитов (займов) такой же, как и для иных сделок: 2 млн. бел. руб. для организаций, включенных в перечень крупных плательщиков, 400 тыс. бел. руб. - для иных плательщиков.

Обращаем внимание, что для сделок по предоставлению (получению) кредитов (займов) ценой сделки признается сумма кредита (займа), а не сумма доходов в виде процентов по такому кредиту (займу). Поэтому даже если организацией предоставлен (получен) беспроцентный кредит (заем) и, соответственно, проценты по такому кредиту (займу) не влияют на налоговую базу по налогу на прибыль, тем не менее такая сделка подлежит контролю ТЦО, в рамках которого налоговыми органами будет дана оценка обоснованности применения ставки по кредиту (займу) в размере 0%.
Практика налогового контроля в сфере ТЦО
Мы проанализировали доступную информацию о типовых нарушениях правил ТЦО, выявленных налоговыми органами, и сформулировали следующие выводы.

1. На особом контроле у налоговых органов находятся совершаемые со взаимозависимыми лицами сделки по:
  • продаже недвижимого имущества, в том числе квартир, своим работникам;
  • предоставлению недвижимого имущества в аренду;
  • приобретению товаров у посредников-нерезидентов;
  • реализации товаров за пределы Республики Беларусь.
2. При контроле ТЦО налоговыми органами были использованы следующие методы определения рыночных цен:

а) в отношении сделок по продаже недвижимости - метод сопоставимых рыночных цен.
При применении данного метода использовалась информация о сделках, совершенных самим плательщиком, поскольку такие сделки были сопоставимы с анализируемой сделкой (продажа квартир в одном и том же доме как взаимозависимым лицам, так и иным покупателям).
Также была использована информация о цене продажи идентичной недвижимости, предоставленная РУП «Национальное кадастровое агентство».

б) сдача недвижимости в аренду – метод сопоставимых рыночных цен.
При применении данного метода использовалась информация о сумме арендной платы в отношении идентичных (однородных) объектов недвижимости, полученная в РУП "Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру", а также из интернет-источников и печатных изданий.

в) приобретение товаров у взаимозависимого лица-посредника:
  • метод сопоставимых рыночных цен - при наличии сведений о рыночной цене на приобретенный товар в сопоставимых сделках.
Налоговым органом было обращено внимание, что поставка товара в Республику Беларусь осуществлялась непосредственно производителем товара, при этом цена приобретения товара превышала рыночную более чем на 26%. По результатам контроля было установлено, рост цены на товар был связан с его приобретением через взаимозависимое лицо – посредника.
  • затратный метод – при приобретении товара у взаимозависимого лица-посредника, у которого проверяемый плательщик был единственным покупателем.
Анализ деятельности организации показал, что валовая рентабельность ее затрат превышает максимальное значение показателей диапазона рыночных показателей валовой рентабельности затрат организаций, занимающихся аналогичным видом деятельности, что и привело к корректировке налоговой базы по налогу на прибыль.

г) реализация товаров взаимозависимому лицу – посреднику:
  • метод сопоставимых рыночных цен – в случаях, когда товар одновременно был реализован взаимозависимым и иным лицам;
  • затратный метод – при реализации товаров взаимозависимому лицу.
Показатели валовой рентабельности затрат организации по товарам, реализованным взаимозависимому лицу-посреднику, были ниже показателей валовой рентабельности затрат других организаций, осуществляющих сопоставимый вид деятельности. По результатам контрольных мероприятий рыночная стоимость лекарственных средств была определена налоговым органом с использованием затратного метода ТЦО, что привело к доначислению налога на прибыль.

3.  Анализ результатов налогового контроля позволяет сделать вывод, что налоговые органы используют методы ТЦО для оценки рыночного уровня цен и в сделках, которые не подлежат контролю ТЦО. В этом случае корректировка налоговой базы производится в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 33 Налогового кодека Республики Беларусь (далее – НК).

В качестве примера рассмотрим материалы дела ООО «Ф», которое обратилось в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь с кассационной жалобой на принятые по делу судебные постановления (дело № 151ЭАП228, 21.06.2022).
Предметом спора стал вопрос обоснованности применения налоговым органом в ходе выборочной проверки метода сопоставимых рыночных цен в отношении сделок, неподлежащих контролю ТЦО.


Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде ООО «Ф» были реализованы в адрес физических и юридических лиц 21 транспортное средство, стоимость которых была отражена в бухгалтерском учете в соответствии со сведениями о цене продажи согласно договорам купли-продажи. Вместе с тем, по результатам проверки налоговым органом было установлено, что стоимость автотранспортных средств, отраженная в договорах купли-продажи, была обществом значительно занижена.

Налоговым органом проведена корректировка налоговой базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость путем увеличения выручки от реализации транспортных средств, исходя из их фактической (реальной) стоимости всего на сумму 647 220,21 рублей.

ООО «Ф» не согласилось с выводами налогового органа и настаивало на необоснованности применения налоговым органом метода сопоставимых рыночных цен при определении размера полученной выручки, поскольку указанные обстоятельства подтвердили лишь 5 покупателей из 21, а по 16 сделкам вывод о занижении выручки сделан исключительно на основании метода сопоставимых рыночных цен в отсутствие подтверждения указанных обстоятельств покупателями транспортных средств.

По результатам рассмотрения жалобы судебная коллегия пришла к выводу, что налоговый орган правильно определил налоговую базу, исходя из фактических сведений об объектах налогообложения и фактических обстоятельств совершения хозяйственных операций и имеющихся данных об их совершении, ссылаясь на явное несоответствие реальной стоимости реализованных транспортных средств стоимости, указанной в договорах купли-продажи.

Данный факт был подтвержден совокупностью собранных в ходе проверки доказательств, в том числе письменными объяснениями покупателей транспортных средств о реальной цене их приобретения. Кроме того, при оценке доводов ООО «Ф» о низкой цене реализуемых транспортных средств с учетом их интенсивной эксплуатации и амортизации судом был учтен факт отсутствия документов, подтверждающих указанные обстоятельства.

С учетом изложенного, жалоба ООО «Ф» была оставлена без удовлетворения.

Чем мы можем вам помочь?
При возникновении вопросов по применению налогового законодательства команда IQT будет рада предоставить детальную консультацию или оказать иную налоговую поддержку.

Основные направления работы команды налоговых услуг IQT:

  • Корпоративное налогообложение и налоговое структурирование сделок;
  • Консультирование по вопросам применения правил трансфертного ценообразования и тонкой капитализации, подготовка ТЦО документации;
  • Налоговый комплаенс, подготовка отчетности, ведение налогового учета;
  • Налоговая поддержка в сделках M&A (due diligence и структурирование сделок, подготовка и экспертиза налоговых положений договоров).