МСФО

Интегрированная отчетность: руководящие принципы и элементы содержания

В настоящее время существует глобальная тенденция к применению интегрированной отчетности для предоставления и раскрытия информации. С определением интегрированной отчетности и перспективами ее внедрения можно ближе познакомиться в нашей предыдущей статье. Данный обзор направлен на более детальный анализ принципов составления интегрированной отчетности и требованиях к ее содержанию.

Основные принципы интегрированной отчетности:

Интегрированная отчетность призвана наиболее полно и понятно предоставить информацию заинтересованным лицам в отношении того, как организация использует капиталы и какое оказывает на них влияние.
Капиталы – это запасы стоимости, которые увеличиваются, уменьшаются или преобразуются посредством деятельности организации и продуктов ее деятельности. В концепции интегрированной отчетности капиталы подразделяются на финансовый, производственный, интеллектуальный, человеческий, социально-репутационный и природный, однако при подготовке интегрированного отчета нет требования классифицировать капиталы исключительно указанным образом.
Исходя из цели оставления интегрированной отчетности, МСИО (Международный совет по интегрированной отчетности) разработал семь руководящих принципов, определяющих состав информации, подлежащей раскрытию в интегрированной отчетности:
1. Стратегическая направленность и ориентация на будущее. Интегрированный отчет призван обеспечить понимание стратегии организации и того, как эта стратегия позволяет создавать стоимость в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе. Кроме того, данный принцип требует от составителей отчетности проанализировать используемые организацией капиталы и определить влияние на них. Также рекомендуется раскрыть риски и зависимости, связанные с применяемой бизнес-стратегией.

2. Связанность информации. Интегрированный отчет должен раскрывать полную и целостную картину в отношении того, как различные факторы и зависимости влияют на способность организации генерировать стоимость. Связанность информации требует от интегрированного отчета связанности между элементами содержания; прошлым, настоящим и будущим; капиталами и всеми видами информации, содержащейся в отчете. Кроме того, интегрированный отчет не должен противоречить заявлениям, сделанным в других источниках.

3. Отношения с заинтересованными сторонами. Интегрированный отчет должен отражать понимание характера и качества взаимоотношений организации с ее ключевыми заинтересованными сторонами. Важно, чтобы организация раскрывала и то, в какой мере она взаимодействует с заинтересованными сторонами и как реагирует на их правомерные потребности и интересы. При этом из данного принципа не вытекает необходимости удовлетворить информационные потребности всех заинтересованных сторон.

4. Существенность. Интегрированный отчет должен раскрывать лишь те факторы, которые могут оказать существенное влияние на способность организации генерировать стоимость в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе. Процесс определения существенности включает в себя выявление релевантных для организации факторов, оценку важности релевантных факторов, приоретизацию факторов и состава информации, подлежащей раскрытию в отношении этих факторов.

5. Лаконичность. Интегрированный отчет призван раскрыть достаточный контекст для понимания бизнес-стратегии, однако не должен раскрывать лишнюю менее значимую информацию.

6. Надежность и полнота. Интегрированный отчет должен представлять все существенные факторы, положительные и отрицательные, влияющие на способность организации генерировать прибыль. Важно, чтобы информация в отчете не акцентировала внимание на одних факторах и намеренно не ослабляла внимание к другим. Кроме того, все применяемые оценочные значения должны быть раскрыты в той степени, которая обеспечит их понимание заинтересованными сторонами.

7. Последовательность и сопоставимость. Информация, представленная в интегрированном отчете, должна быть последовательна с течением времени, а также быть сопоставимой с другими организациями в той степени, в которой это существенно для способности организации создавать стоимость с течением времени.

Элементы содержания интегрированной отчетности:

На основании перечисленных принципов составляется отчет, состоящий из восьми элементов содержания. МСИО не определяет содержание каждого из элементов, однако предлагает ключевые вопросы, в рамках которых должны быть раскрыты все элементы содержания. Эти восемь элементов состоят из:
1. Обзор организации и внешняя среда. Чем занимается организация и каковы обстоятельства, в которых она ведет свою деятельность?

2. Корпоративное управление. Как структура корпоративного управления организации содействует ее способности создавать стоимость в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе?

3. Бизнес-модель. Какова бизнес-модель организации?

4. Риски и возможности. Каковы конкретные риски и возможности, оказывающие влияние на способность организации создавать стоимость в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, и как организация поступает с ними?

5. Стратегия и распределение ресурсов. Где организация хочет оказаться и как она намеревается туда попасть?

6. Результаты деятельности. В какой степени организация достигла своих стратегических целей за период и каковы итоги ее деятельности с точки зрения влияния на капиталы?

7. Взгляды на будущее. С какими вызовами и неопределенностями может столкнуться организация в ходе реализации ее стратегии, и каковы потенциальные последствия для ее бизнес-модели и будущих результатов деятельности?

8. Основа подготовки и представления. Как организация определяет, какие факторы следует включить в интегрированный отчет, и как такие факторы оцениваются количественно или качественно?

Общие требования

МСИО использует подход, при котором концепция составления отчетности опирается на основные принципы, что позволяет сохранить баланс между гибкостью и строгими требованиями к информации, подлежащей раскрытию.

Интегрированный отчет может быть как самостоятельным отчетом, так и включенным в другой отчет или сообщение в качестве различимой, отдельной и доступной части. Отчет может содержать дополнительную информацию, выходящую за рамки обаятельных элементов содержания, но такая дополнительная информация не должна затруднять понимание лаконичной информации, требуемыми руководящими принципами составления интегрированного отчета. При этом отчет не призван служить кратким изложением информации, доступной в других источниках данных об организации.

Команда IQT может помочь вам в вопросах применения МСФО в рамках консультационных услуг, в формате корпоративного обучения, а также оказать консультационные услуги в облаcти устойчивого развития (ESG) . Для подробностей свяжитесь с нами.
Статьи