МСФО

МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования»: влияние на отчетность за 2022 год

МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования» (далее - МСФО 17) вступает в силу с 1 января 2023 года и является обязательным для применения страховыми компаниями. Одновременно с внедрением МСФО 17, для страховых компаний становится обязательным применение требований МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (далее - МСФО 9).

В связи с существенными изменениями, ожидающимися в отношении отчетности страховых компаний и групп, имеющих страховой бизнес, за 2023 год, отчетность за 2022 год также будет находиться под пристальным вниманием пользователей. Изменения будут иметь всеобъемлющий эффект на отчетность, поэтому крайне важно, чтобы страховые компании и группы, имеющие страховой бизнес, доступно и достоверно донесли до пользователей основные изменения, которые их ожидают в 2023 году в связи с внедрением МСФО 17 и МСФО 9.

МСФО 17 применяется ретроспективно, поэтому для целей подготовки финансовой отчетности за 2023 год, сравнительный период за 2022 год также должен быть пересчитан с применением требований МСФО 17, за исключением случаев, когда это практически неосуществимо, — тогда применяется модифицированный ретроспективный подход или подход по справедливой стоимости.

В соответствии с пунктом 30(b) МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», для нового стандарта, который был выпущен, но не введен в действие, компания должна раскрыть «известную или обоснованно оцениваемую информацию, уместную для оценки возможного влияния применения нового МСФО на финансовую отчетность предприятия в периоде первоначального применения.»

Экспертами Совета по МСФО ожидается, что по меньшей мере за 6 месяцев до даты вступления в силу МСФО 17 (то есть 1 января 2023 года), страховая компания должна иметь полное представление в отношении новых требований и их влияния на отчетность в сравнении с применяемым ранее МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования». Отчетность за 2022 год будет опубликована уже после вступления в силу нового стандарта, поэтому ожидается что в отчетности будет раскрыта количественная информация в отношении изменений, с достаточной степенью детализации. Это требование применимо также в случае, если фактические суммы в отчетности за 2023 год будут отличаться в связи с изменением экономической ситуации или иных изменений.



Что должно быть раскрыто в финансовой отчетности по состоянию на 31 декабря 2022 года и за год, заканчивающийся на эту дату?

Данный перечень является общим и может быть изменен в зависимости от специфики отдельной компании и с учетом понятий существенности и видов страхования.

  • Факт того, что МСФО 17 еще не был внедрен и он будет внедрен для отчетных периодов с 1 января 2023 года.
  • Факт того, что МСФО 9 не был применен и раскрыть дату, с которой компания планирует начать применение МСФО 9.
  • Информация в отношении текущего статуса процесса перехода: какие изменения были внедрены компанией для соответствия требованиям стандарта, в том числе изменения в финансовых системах.
  • Информация о том, будут ли применяться какие-либо упрощения и исключения. МСФО 17 допускает возможность применения ряда упрощений, однако упрощения должны обеспечивать баланс между экономией и потенциальной потерей информации.
  • Описание выбранного процесса перехода на МСФО 17:
      - ретроспективный подход;
      - модифицированный ретроспективный подход (включая описание модификаций);
      - подход по справедливой стоимости.
  • Описание ключевых суждений и оценок, которые будут применяться, таких как:
      - расчет ставки дисконтирования (в том числе для долгосрочных договоров в случае отсутствия активных рынков);
      - подход к прогнозированию денежных потоков;
      - расчет рисковой поправки на нефинансовый риск;
      - расчет маржи за предусмотренные договором услуги.
  • Оценка влияния внедрения нового стандарта в количественном выражении (изменение в активах, обязательствах, нераспределенной прибыли и др.), в случае наличия детальных расчетов или обоснованных оценок.
  • Ожидаемое влияние на основные показатели эффективности, используемые пользователями отчетности для оценки финансового состояния компании.
  • В случае, если МСФО 9 будет применяться впервые, описание того, будет ли пересчитываться сравнительная информация и описание подхода к пересчету сравнительной информации, включая подход к классификации финансовых инструментов.
  • Сумма ожидаемых кредитных убытков по финансовым инструментам, рассчитанную с применением принципов МСФО 9 по состоянию на 1 января 2023 года.
  • В случае, если количественная информация раскрыта в недостаточной мере или на момент составления отчетности за 2022 год неизвестна или ее оценка невозможна, необходимо раскрыть дополнительную качественную информацию для того, чтобы пользователи финансовой отчетности смогли понять ожидаемое влияние изменений на финансовое положение компании.



Раскрытия в финансовой отчетности должны обеспечить пользователям обоснованную и доступную информацию в отношении ожидаемых эффектов перехода на МСФО 17 (если данная информация основывается на детальных расчетах или обоснованных оценках).

После введения в действие МСФО 17, встанет вопрос сопоставимости отчетности за 2022 год, подготовленной на основании принципов МСФО 4, и отчетности за 2023 год, подготовленной на основании принципов МСФО 17 и МСФО 9, в которой сравнительные данные также пересчитаны на основании новых требований.
Для обеспечения сопоставимости данных, страховые компании должны включать в отчетность за 2022 и 2023 годы дополнительные раскрытия с разъяснениями.

Для составления раскрытий следует избегать шаблонных фраз. Советом по МСФО и экспертами ожидается, что компании донесут до пользователей качественную информацию в отношении основных отличий текущего подхода к отражению договоров страхования и подхода, который будет введен в соответствии с принципами МСФО 17.



Статьи